В центре истории писатель Анри Мохен — «человек-кризис». Он переживает творческий упадок, потому что последнюю свою стоящую работу написал 25 лет назад, а сейчас считается автором «дрянных» сценариев. Анри стыдно за свои посредственные работы, и он бы с радостью бросил писательство, но ничего другого в этой жизни делать не умеет.

Вдобавок к творческим неурядицам у главного героя проблемы в семье  – родственники, как он считает, высасывают всё его вдохновение и деньги. Именно семья не даёт Анри стать по-настоящему счастливым. Жена Сесиль, которая начинает утро с бокала вина и антидепрессантов, почему-то постоянно всем недовольна. Хотя Анри сделал для неё всё: увёз из шумного Парижа, взял на себя финансовые заботы и уговорил бросить работу. Четверо неблагодарных детей (трое сыновей и дочь) мало того, что живут за его счёт, так ещё и закатывают скандалы. Один сын приводит в дом проститутку, второй заставляет мать писать за него университетское сочинение, третий находится в запрещённой организации, а дочь волнуется только о своём парне.  

У Анри кризис среднего возраста – 55 лет прожиты, лучшие годы уже позади, а от былой славы остался лишь старенький Порше. Герой страдает из-за постоянных неудач и ностальгирует по успешной молодости.

К этим глобальным проблемам добавляется кое-что «по мелочи»: соседский доберман загрыз любимую собаку, постоянный шум в доме мешает творить шедевры, а мечта улететь в Рим так и не сбывается.

Неприятный порядок вещей начинает постепенно рушиться в один дождливый день, когда в их дом наглым образом заходит большой слюнявый мастиф. «Я сражаюсь и каждый раз проигрываю, а он всегда побеждает», – говорит Анри о новом питомце. Пёс симпатичен ему не только своей упрямостью, но и тем, что смог отомстить за смерть бывшей собаки. За своё бесцеремонное поведение пёс получает вызывающую кличку – Идиот.

Семейная драма разворачивается в просторном доме. Он стоит на возвышенности недалеко от океана и почти полностью сделан из стеклянных дверей и окон во всю стену. Но мы не увидим комнаты, залитые мягким солнечным светом, потому что во время основных действий за окном идёт дождь или уже наступила глубокая ночь. Создатели словно заостряют внимание на том, что солнце обходит обитель Мохенов стороной. Нет практически ни одной сцены в доме, которая снята при естественном освещении. Особняк постоянно погружён во мрак, иногда настолько, что сложно разглядеть лица героев, их освещает лишь небольшой источник света в виде настольной лампы. 

Важная роль здесь у операторов  – за счёт композиции подчеркнуть основной замысел кинокартины: разобщённость членов семьи, их одиночество. Во время ссоры Анри и его сына Гаспара, их буквально разделяет стена непонимания. Анри находится в полутьме внутри дома и говорит через открытое окно, а фигура Гаспара блекло отражается в стекле.


«Ты так ничего и не понял», – обречённо говорит сын, и только после этих слов Анри выходит из дома, чтобы наконец выслушать Гаспара


Похожие барьеры выстраиваются во время диалогов Анри с другими членами семьи. Сесиль открыто говорит, что презирает его депрессию и жалость к себе, отчитывает за эгоизм и заносчивость. Поэтому во время ссор, она возвышается над ним, стоя на ступеньках лестницы, а уставшее лицо Анри показывается крупным планом. Визуальные барьеры исчезают, когда к героям возвращаются былые чувства.

Но операторов заботит не только главный замысел, о юморе в фильме тоже не забыли. Герой приезжает на встречу с редактором, ассистент которой – молодой выпускник колледжа. Когда Анри просит отвести пса в другую комнату, то говорит: «Давай шагай, Идиот», – но камера в этот момент показывает не питомца, а помощника редактора.

Премьера в России состоялась в феврале этого года, а сборы составили всего лишь 65 тысяч долларов. На Кинопоиске можно встретить много негативных комментариев в духе «А где смеяться?» Зрительское негодование отчасти оправдано. Вызывающее название и описание фильма вводят в заблуждение. Картина может разочаровать тех, кто ожидает увидеть лёгкую комедию с множеством забавных сцен. 

Здесь вы не увидите пошлых шуток и банальных проблем. Безобидный юмор граничит с сарказмом, смех – со слезами. Главному герою, находясь в отчаянии, не остается ничего другого, как смеяться. Фильм разделён на главы и основан на одноимённом рассказе Джона Фанте. Анри с ностальгией и грустью читает нам собственное произведение, в котором он главный (и кажется, не самый положительный) герой. 

Интересно, что режиссер, сценарист и главный герой – один человек – Иван Атталь. История для актеров –  по-настоящему семейная. Шарлотта Генсбург, сыгравшая роль Сесиль, около 20 лет состоит с Иваном Атталем в незарегистрированном браке. До этого супруги уже играли пару в других фильмах Ивана – «Моя жена – актриса» и «Они поженились, и у них было много детей». Роль одного из сыновей исполнил их настоящий сын – Бен. 

Ранее Атталю уже предлагали снять кинократину по книге Фанте, но он отказался. Сюжет заинтересовал его только сейчас, когда он сам стал похож на главного героя рассказа. Возможно, интимность проблематики и есть причина гармоничности, трогательности фильма.

Текст: Диляра Ахметова
Фото: Кинопоиск

Posted by:Диляра Ахметова

2 replies on “«Я пустился в долгие отчаянные поиски собственного дома»

Добавить комментарий для Семён Отменить ответ