На лодке за полярный круг: опыт северного путешественника

Какие опасности ждут путешественника по воде на российских реках, как избежать встречи с «кошками» и вовсе не ласковой няшей, рассказывает опытный плаватель Михаил Шуликов.

600 километров на вёслах

Один из самых запомнившихся походов был по Печоре на самодельной лодке «Сестричка». Мы с другом Мишей тогда полярный круг пересекли! Обычно я плаваю на надувной лодке с мотором, ну а тогда мотор сломался. Я подумал: не отменять же поход! И мы поплыли на вёслах больше 600 километров: это 10 000 гребков за вахту. Так мы дошли до центра Ямало-Ненецкого округа – города Нарьян-Мар, а там «Сестричку» подарили местным журналистам, знакомым Миши. В память о том, как двое чудаков от реки Ижмы до Нарьян-Мара доплыли. Обратно я доехал до Архангельска на пароходе, а там потом пересел на поезд до Москвы.

С пароходом отдельная история вышла: я на нём, как случайно оказалось, плавал дважды. Первый раз – года 3-4 назад. Я это судно заметил, когда мы ещё входили в море по Печоре. Видим: стоит пароход, а на нём никого. Вдруг выходит бородатый мужик в тянучках да в рубашке. Я спрашиваю: «Есть капитан у этого судна?» А он говорит: «Я капитан!» В общем, они разрешили нам пришвартоваться, пароход показали, так и познакомились. А через несколько лет на этом же судне я в Архангельск возвращался. Команду не узнал сначала, потому что у них капитан сменился, но они меня запомнили. В каюте разместили, сауну натопили. Но не выпивал никто: не положено!

Самодельная лодка «Сестричка»

Походные хитрости и непоходные люди

Чем в пути занимаемся? Плывём! Чем можно заниматься: рыбу ловишь да разговариваешь. Обычно в поход со мной отправляется 1-2 человека. От первого плавания у всех разные впечатления остаются.

Как-то плыл в компании товарища и его сына Вовы. Парень совсем молодой, еще 20 лет нет. Первый раз плыл: очень уж просился в поход, ну мы его и взяли. Сначала погода хорошая была, а вот на обратном пути заштормило: волна метра в полтора. В метровую волну можно спокойно идти, а эта уже бултыхает сильно. Тут многие не выдерживают: страшно всё же. Вот и Вове не по себе стало, и обратно он уже не с нами поплыл, а на теплоходе.

Ещё одно путешествие у меня было с совершенно не походным человеком. Он был рыбаком, но когда поднялись волны и ветер, стало ясно, что ему уже домой хочется. И мы вместо трёх недель две ходили. Есть люди, которым непременно нужен комфорт: походные условия не каждому по душе. Тут и костёр разводить надо, и готовить что-то из чего-то.

Запасов еды нам всегда хватает. Я уже научился определять, сколько и чего в путешествие нужно. 20 дней – это 10 банок тушёнки, макароны, рис, картошка (200 граммов на день), лук

Набираешь всё это в бутылку, чтобы не намокло. В пятилитровку напихаешь сухарей. Их много не нужно: хлеб быстро портится. И масло, конечно же, чтобы рыбку жарить. Для рыбки коптилку берём. Продукты лишние часто остаются, потому что пока плывёшь, то рыбы наловишь, то утку подстрелишь. Ради уток берём ружьё.

Одежда упаковывается в целлофановый мешок. При необходимости от чего-то избавляешься, например, от футболок. В начале плавания надеваешь чистую, но старую, чтобы выкинуть было не жалко. А потом её в костре сжигаешь и берёшь чистую. Что-то я раздаю по дороге: одному местному рыбаку дублёнку свою подарил вместе с коптилкой, чтобы обратно не тащить. Так и разгружаешься, чтобы барахла меньше было.

Рыбалка на Печоре

Когда штормит

Если шторм, то сидишь на берегу и ждёшь у моря погоды: что ещё делать? Нельзя угадать, когда он начнётся. Во время плавания по Печоре мы шли совсем недалеко от берега – метров 200. Там река была широ-о-окая – километра два-три. А мы так беспечно идём себе по середине – то к одному берегу приблизимся, то к другому. И ветерочек небольшой был.

Вдруг в какие-то три минуты поднялась буря: небо потемнело, ветер усилился, волны поднялись. Хорошо, что мы недалеко от берега были. Нас на кусты вышвырнуло – это смягчило удар

Шторм длился полчаса где-то, а потом раз – и стих. Если бы мы на середине остались, то перевернулись бы. Это очень опасно.

В другой раз шторм нас настиг далеко от берега. Это май месяц был: вода ледяная – градуса 3-4 – брызжет со всех сторон. Я тогда руку привязал к румпелю, потому что в такой ситуации надо лодку держать носом к волне, чтобы не перевернулась. Мы бултыхались не знамо сколько… Когда причалили, я не мог ничего руками сделать: всё застыло. Мы действительно прощались с жизнью! Сейчас вспоминаешь и думаешь: ё-моё, как я умудрился лодку развернуть и по каналу выйти! Это всё мотор – хороший был! Не глох и всё.

Первый лёд осеннего похода

«Кошки», няша и другие трудности

Можно отправиться в самостоятельное плавание по Волге, но в море выходить, конечно, не стоит. Для этого нужен опыт. Надо знать, когда прилив и отлив: во время отлива уходить дальше в море, чтобы тебя на грунт не посадило. Мы один раз упустили момент, и пришлось ждать прилива, чтобы лодка не села в эту грязь: там же няша везде – это приливно-отливное дно, оно липкое, как глина. Ил такой, в общем. Наступить нельзя и до берега не дойти. Надо уметь выбирать курс. Если видишь, что муть поднимается, – значит, впереди мель. Там могут быть «кошки» – песчаные отмели. Опытному моряку их видно сразу: там волна становится мелкая-мелкая. А ещё волны могут из-за подводных камней меняться. Это даже серьёзнее, потому что если о них лопасть винта сломается, придётся причаливать, чтобы её менять. Тут и опытный впросак попадает! Так что на одном желании я бы никому не советовал в море выходить.

Закрытие сезона

Береговые воришки

На берегу мы останавливаемся в основном в двух случаях: чтобы переждать непогоду или переночевать. Спим в палатках. Когда тепло, можно и без них, в спальном мешке. Вещи и продукты накрываем – от животных. Со зверьём мы часто сталкиваемся. Медведей, конечно, не встречали (хотя троп медвежьих – тьма), а вот поменьше живность попадалась. Случилось как-то, пришла к нам лиса с двумя лисятами. Ну мы их и подкормили нарезочкой да колбаской. Лисята сразу подбежали, они же глупенькие – чуть ли не из рук ели. А лиса далеко стояла. Я пока рыбу чистил, ещё и кишки им отдал. А потом мы сели кушать и тут уже начали их сальцем прикармливать. Когда легли спать, накрыли всё это хозяйство плёнкой. А ночью слышу: шур-шур, шур-шур – шуршание какое-то. Оказывается, они под эту плёнку залезли и давай колбасу лопать!

Когда в Пустозёрске были (музее-заповеднике в нижнем течении Печоры), там зайцы бегали метрах в 15-ти от нас. У меня-то ружьё с собой, но жалко же в них стрелять. Я потом пошёл в лес и нашёл их логово. А там зайчата! Так я им две ночёвки подряд корочки отдавал.

Отдать якоря!

Я с детства путешествую, даже не помню своё первое плавание. У меня вот есть приятель – хапуга: ему надо обязательно рыбы наловить и привезти! А у меня другой интерес – само путешествие. Рыбы-то всегда наловишь, причём столько, что её девать потом некуда.

В плавании с людьми встречаешься, много нового от них узнаёшь. Я однажды познакомился с путешественником, который на деревянной лодке до Новой Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане) доплыл!

Да и с местными интересно. К нам как-то раз мужик причалил на лодке, Иваном звали. Шёл с нами по течению, а потом мне якорь подарил. До сих пор у меня висит. Мы после этого путешествия созваниваемся с Иваном, он всё в гости зовёт.

А вообще, когда в море выходишь – аж петь хочется.  Природа красивая: плывёшь и любуешься. На Печоре такие пейзажи открываются! Я всегда с фотоаппаратом езжу. Денег уходит прилично, конечно… Я мебель деревянную делаю на заказ и ремонтами занимаюсь. Вот в течение всего года коплю, а потом – в плаванье. Зато такой походик весь год с удовольствием вспоминаешь…

Текст: Кристина Ибрагимова
Фото из личного архива героя

Author: Развилка

Новое медиа про людей, которые создают и исследуют современный мир. Развилка не выбирает хороших или плохих героев, лёгкую или сложную дорогу – свой правильный путь прокладываете вы.